вторник, 23 октября 2012 г.

Как помочь медлительному ребенку


МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ и в самом деле очень осложняют жизнь семьи и детско­го коллектива - они медлительны в действиях, реак­циях на слова взрослых, их нуж­но постоянно торопить, подго­нять, а при этом они затормажи­ваются еще больше, т.к. для них это стрессовая ситуация.
     Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлитель­ных), накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.
     Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нужда­ются в помощи психолога.

     Вот несколько рекомендаций:

   Не забудьте, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок «не хочет пошевелить­ся», «копается назло» и даже просто постоянные напомина­ния «Побыстрее, побыстрее!», «Ты можешь поживее?» приво­дят только к дальнейшему углуб­лению торможения. Ребенок «копается» не назло вам, а про­сто потому, что иначе он не мо­жет. Поэтому нужно стараться разговаривать с ним спокойно, без попреков и понуканий. Рас­считайте время утром так, что чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта. 
   
   Медлительные дети очень склонны к стереотипным дей­ствиям, т.е. к поступкам по оп­ределенному шаблону. Напри­мер, предпочитают ходить од­ной и той же дорогой, играть в привычные игры. Если они ре­шают какую-то логическую зада­чу, то стараются сделать это из­вестным им уже способом, даже когда он не очень подходит. Тренируйте свойства подвиж­ности нервных процессов детей, логическое мышление, разви­вайте творчество. Играйте в ло­гические игры Никитина. Уста­новите для ребенка четкий ре­жим дня: какие действия и в ка­кой последовательности совер­шать перед едой, перед сном и т.д. Если ребенок в одно время ложится спать, ест, гуляет, если каждая процедура имеет опреде­ленный порядок (хотя бы здесь нет никаких неожиданностей), то ему легче справиться со вста­ющими перед ним задачами.  

   Медлительный ребенок не успевает усваивать большую часть видимого и слышимого в быстром темпе (количество ин­формации увеличивается — воз­растает нагрузка на свойство подвижности, что ведет к углуб­лению торможения у него). Если повторять то же еще раз или го­ворить медленнее, такой ребе­нок прекрасно бы справлялся с заданиями, но это далеко не все­гда возможно в группе. Следовательно, медлительно­му ребенку нужно больше вни­мания, больше повторений одно­го и того же, чтобы он догнал по показателям детей с подвижны­ми нервными процессами. Медлительные дети не уступа­ют подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее - они быстрее устают. У них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее тормо­жение. Чтобы помочь ребенку, родители должны быть знакомы с тем, чем занимается ребенок в группе и хотя бы коротко рас­сказать ему заранее, о чем там будет речь или же потом дома, вечером. Если этого не делать, то у ребенка будут накапливать­ся пробелы в знаниях. Любую тренировку (более быстрое вы­полнение задания, ограничение во времени и т.д.) проводите на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым настроени­ем, которое легче всего создает­ся в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те си­туации, где требуется ускорение реакций. 

    Медлительный ребенок, поставленный в условия чрез­мерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положе­нии, т.к. при этом свойство под­вижности, и без того недоста­точное, ослабляется еще больше. Взрослые должны помнить, что нервная система ребенка с недо­статочной подвижностью не­рвных процессов нуждается в постоянной тренировке, в про­тивном случае будут ограниче­ны возможности приспособле­ния его к социальной среде, воз­никнут трудности в обучении. 

      Правила игры с медлительными детьми

      Правило 1. Родителям необхо­димо подумать, как организовать медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свой­ство подвижности, выделить вре­мя для специальных занятий-игр. При ежедневных занятиях дос­таточно 10-15 минут в день. Ме­сто для игры значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

      Правило 2. Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребе­нок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. Пе­риодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стре­миться к самосовершенствова­нию, чтобы занять более высо­кие позиции в глазах взрослых, но, в первую очередь, конечно, у сверстников.

     Правило 3. В игре обязатель­но должен быть элемент сопер­ничества. Ребенок должен на­учиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюб­нее, т.к. имеют возможность сбросить накопившуюся агрес­сию. В играх с родителями ма­лыш не должен все время выиг­рывать. Ребенку нужно и проиг­рывать, но, учитывая специфи­ку детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, пони­мать, почему он проиграл.
      
     Игры с использованием максимально быстрых движений

     •   «Точки»
     За одну минуту нужно поста­вить наибольшее количество точек на листке бумаги. Кто больше поставит — тот победил.

    •   «Обмоталочки» Берется длинная веревка, се­редина ее помечается узлом. Игроки встают по разные сто­роны веревки, закрепляют кон­цы на поясе. По сигналу начи­нают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встре­тятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

     • «Скоморохи» Ребенку предлагается каж­дой ногой поочередно шлеп­нуть себя по ягодицам. Время выполнения задания 30 сек. Эта игра тонизирует весь организм, развивает ик­роножные мышцы, делает гибкой поясницу.

    Игры для развития психомоторики
    «Смотай клубок» Это упражнение разви­вает координацию дви­жений и моторику рук, что очень пригодится при письме. У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстяных ниток, каждая длиной 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной ру­кой* Сперва правой (веду­щей), а затем левой. Кон­трольной время: для ве­дущей руки - 20 сек., для другой - 25 сек. Через некоторое время у ребен­ка станет получаться луч­ше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити. Что делать с клубочками? Можно, например, на ли­сте бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый краси­вый из них приклеить к лапкам котенка.    
     Игры со сменой темпа движений
      - «Музыкальные линии»  
    Взрослый отчетливо про-певает какую-либо мело­дию. Ребенок на листе бума­ги начинает чертить линию. Как только взрослый замол­кает, линия прерывается -и возобновляется, когда го­лос зазвучит вновь. Величи­на разрыва линии зависит от длительности паузы. По­том можно поменяться ро­лями с ребенком — он поет, а вы чертите. Пение можно заменить игрой на музы­кальных инструментах.
     - «Мотоциклисты»  
     Взрослый имитирует зву­ки мотоцикла: момент за­пуска, ускорение, замедле­ние, поворот ручки «газа». И одновременно вместе с ребенком кружится на во­ображаемых мотоциклах.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий